«Закрепление знаний детей о диких животных»

бинарное занятие: инсценировка сказки «Колобок», аппликация

(дефектолог В.В.Степанова, воспитатель О. А.Шумилова)

 

Цель: Расширить знания детей о диких животных, их поведении, месте проживания и способе питания. Учить передавать содержание сказки «Колобок» последовательно, связно, с соблюдением просодических компонентов речи. Развивать воображение, активность. Тренировать эмоционально-волевую сферу, закрепить навыки целенаправленного поведения, умение владеть своим телом. Воспитывать любовь к животным. Продолжать учить аккуратно наклеивать детали аппликации. Закрепить в активной речи детей названия форм: круглый, длинная.

Оборудование: Фильмоскоп, слайды, картинки, игрушки, материалы для аппликации.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент

Приветствие.

Дефектолог: Сегодня мы с вами совершим путешествие в лес. В лесу живут дикие животные. Каких диких животных вы знаете?

Дети называют, если они забыли кого-то назвать, педагог дополняет.

Дефектолог: А вы хотите понаблюдать за дикими животными?

Дети: Да.

Дефектолог: Тогда отправляемся в путь! На лесную полянку ведет извилистая тропинка. (Дети должны пройти по «дороге»: стать обеими ногами на пенек, спрыгнуть с него на ребристую доску, пройти по ней, пролезть через обруч, стать на пластмассовую лестницу, лежащую на полу, пройти по ней) С тропинки нельзя сворачивать. Идти по ней надо очень тихо. Дикие животные боятся людей и могут спрятаться от нас, и тогда мы их не увидим.

Как тихо мы будем идти по тропинке – покажите. Приложите пальчик к губам и скажите шепотом: «Ш-ш-ш. Ш-ш-ш.»

Дети: Ш-ш-ш.

Дефектолог: Теперь можем идти.

Дети проходят по «дороге».

Дефектолог: Вот теперь мы и на лесной поляне. Мы должны спрятаться, чтобы звери не увидели нас, и продолжать говорить тихо, чтобы звери нас не услышали.

II. Вводная часть

Релаксация. Педагог предлагает детям лечь на спины, положить головы на подушки и расслабиться. Свет выключается.

Дефектолог: Закройте глаза, прислушайтесь, вы услышите звуки леса (звучит пение птиц). Принюхайтесь – услышите запахи леса. А вот и первый гость на нашей полянке (на потолке появляется изображение дикого животного с детенышами на слайде фильмоскопа). Кто это? (Дети отвечают, педагог рассказывает об этом животном, его внешних признаках, месте проживания, способе питания, называет детенышей).

Детям показывают слайды с изображениями животных наших лесов: белки, зайца, лисы, волка, медведя, ежика.

Включается свет, педагог предлагает детям подняться.

Дефектолог: Ну вот мы и увидели всех диких обитателей леса, увидели их детенышей. Вы хорошо запомнили, как они называются? Мы сейчас проверим. Я буду начинать предложение, а вы закончите его названием детеныша. Например, я говорю: «У ежика родились...», а вы продолжаете: «Ежата».

- У белки родились...

- У волчицы появились...

- У медведицы родились...

- У зайчихи появились...

- У лисы родились...

III. Физкультминутка

Дефектолог: Так как мы долго лежали без движения, наблюдая за дикими лесными жителями, нам надо немного подвигаться. Давайте станем зайчиками. Покажите мне зайчиков на пальчиках (пальчиковая гимнастика «Зайчики»). А сейчас, «зайчики», давайте поиграем.

Речь с движениями: игра «Зайка беленький сидит»:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так – он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп-хлоп – надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Прыг-прыг-прыг – надо зайке поскакать.

IV. Основная часть

Дефектолог: А сейчас я вам загадаю загадку про главного героя одной сказки, которую вы очень хорошо знаете. Он тоже был в лесу и встретил там многих диких животных. Слушайте внимательно:

На сметане мешен,

На окошке стужен.

Круглый бок, румяный бок,

Покатился...

Дети: Колобок.

Дефектолог: Правильно! А вы хорошо помните сказку про Колобка? Давайте с вами разыграем сказку про Колобка на песке. Садитесь за столы. Разровняйте песок руками. А теперь вспомните, где жили дед и бабка. Правильно, они жили в доме. Дима, возьми домик, поставь его на песок. Колобок катился по лесу по тропинке. Давайте выложим из камешков лесную тропинку. Я возьму камешек, положу его рядом с дверями дома. Катя возьмет камешек и положит его рядом с моим ...

Дети по очереди берут по одному камешку и выкладывают тропинку.

Дефектолог: Тропинку выложили, но в лесу нам не хватает деревьев. Какие деревья растут в лесу? (Дети отвечают) Я возьму одну высокую елку, одну низкую и посажу в лес. Настя тоже возьмет одну высокую и одну низкую елку и посадит их.

Дети поочередно выбирают из коробки с елками по одной высокой и низкой елке и сажают в лесу.

Дефектолог: А что еще растет в лесу? Правильно, грибы. Давайте с вами в нашем лесу под елочками посадим каждый по одному грибочку.

Дети берут по грибочку и сажают возле елочек.

Дефектолог: Теперь лес и лесная тропинка готовы. Не хватает только героев сказки. Давайте вспомним, от кого убежал Колобок в самом начале сказки.

Дети: От бабушки и дедушки.

Если дети затрудняются, педагог показывает им иллюстрации к сказке.

Дефектолог: Они жили в домике, возле леса. Я поставлю домик и рядом с ним бабушку и дедушку. А Колобка мы положим на окошко, чтобы он остывал. Вспомните, кого первого повстречал Колобок из лесных зверюшек?

Дети: Зайчика.

Дефектолог: Возьми, Настя, зайчика. Поставь его возле лесной тропинки.

Дети называют по порядку животных, которых повстречал Колобок, и ставят их возле лесной тропинки.

Дефектолог: Теперь все готово для того, чтобы разыграть сказку. Давайте договоримся, что мы будем рассказывать ее все вместе. Помните, как начинается сказка: «Жили-были...».

Дети сопряженно с дефектологом рассказывают сказку, выполняют манипуляции с главными героями: Колобком, зайцем, волком, медведем, лисой.

Дефектолог: Вот и закончилась наша сказка. У нее грустный конец, Колобка очень жалко. Очень хочется, чтобы сказка закончилась весело и радостно. Неужели ничего нельзя сделать?

Воспитатель: В наших силах сказку изменить. Мы придумаем свою сказку. Для этого надо очень мало. Главное, чтобы было желание. А вы, дети, хотите, чтобы у сказки был счастливый конец?

Дети: Хотим!

Воспитатель: А вот и чудо-корзинка, в ней есть все, что нам нужно! Сейчас мы с вами превратимся в сказочных героев. Ты, Танюша, покружишься и в лисичку превратишься.

Дети по очереди превращаются в героев сказки.

И я тоже покружусь и в сказочницу превращусь.

Далеко-далеко отсюда,

Где еще не бывали люди

Стоит Царство Чудес,

А в нем сказочный лес.

Тот, кто в этот лес войдет,

Сразу в сказку попадет.

На лесной опушке,

В маленькой избушке

Старики блины пекут

И зверей всех в гости ждут.

Сами плачут и страдают,

Колобка им не хватает.

Дефектолог: (в роли бабушки)

Колобок смешной и добрый!

С ним не скучно никогда!

Ему печься надоело,

Нет, ну что это за дело:

Одному в печи лежать?

Захотелось убежать.

Из зверушек кто придет,

Колобка нам приведет?

Воспитатель: Не плачь, бабушка, поможем мы твоему горю. Будет тебе Колобок. Да не один, а много! Ну что, жители лесные, мои зверушки дорогие, поможем бабушке? Садитесь удобно вокруг стола, и мы сделаем аппликацию «Как Колобок катится по тропинке домой, к Бабушке». Посмотрите, как это делаю я.

Дети выполняют задание, воспитатель оказывает помощь, дает указания, комментирует действия детей.

Дефектолог: Каких красивых Колобков сделали для меня лесные зверушки! Круглые, румяные, веселые.

Очень, очень рада я,

Всем спасибо вам, друзья!

Воспитатель:

Хорошо в лесу со мной,

Но пора вам всем домой.

Раз, два, три, четыре, пять –

Станьте детками опять!

V. Итог занятия

Дефектолог: Дети, вам понравилась новая сказка про Колобка? Кем вы были в этой сказке? (Дети отвечают) Большое спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли бабушке, за ваше доброе сердце. Давайте возвратимся в группу по тропинке, по которой мы сюда пришли.