«Домашние животные»

бинарное занятие: развитие речи, аппликация

(дефектолог В.В.Аргер, воспитатель В.В.Литвак)

 

Цель: Систематизировать знания детей по теме «Домашние животные», расширить активный и пассивный словарь. Учить отгадывать загадки, вспомнить названия зимующих птиц. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать фонематический слух, чувство ритма и диалогическую речь. Продолжать учить детей пользоваться ножницами, вырезать по контуру. Расширять знания детей о среде обитания, питании домашних животных, об особенностях строения тела. Закреплять представления о форме, цвете, счет. Развивать глазомер, ориентацию на листе бумаги. Воспитывать бережное отношение к живому и любовь к животным.

Оборудование: Два колокольчика, загадка, дома, маски домашних животных, кукла Петрушка, «фотоаппараты» из конструктора по количеству детей, мелкие фигурки домашних животных, картинка «Хозяйский двор», д/и «Кому что нужно?», клей, кисточки, подставки, заготовки, ножницы по количеству детей, образец.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент

Ти-ти-ти, куда же нам пойти? - хлопки в ладоши

Ать-ать-ать, мы отправимся гулять. - шлепки ладонями по коленям

Ать-ать-ать, будем прыгать и скакать. – перетопы ногами

II. Подготовительная часть

Игра с колокольчиками, большим и маленьким. Если звенит большой колокольчик, дети прыгают на двух ногах, а если маленький – на одной ноге.

III. Основная часть

С дефектологом

1. Путешествие в гости.

Дети становятся в круг, закрывают глаза и считают хором от 1 до 10. Потом открывают глаза и видят, что оказались в селе.

2. Тише дети, кого я слышу?

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.   (Дятел)

3. Упражнение «Дятел».

Дети повторяют за педагогом заданный ритм, бьют кулачками: дд-ддд-дд, д-дд-ддд и т.п.

4. На улице зима, дятел замерзнет и погибнет, да? – Нет!

5. Д/и «Кто знает, пусть называет» (зимующих птиц).

6. Д/и «Запомните слова»:

лиса, дерево, конь, снег, кот, куст, коза, туча, кролик.

7. Дети, назовите, каких домашних животных вы знаете?

8. Кто знает, какое домашнее животное в этом году самое главное? – Свинья.

С воспитателем

1. Физкультминутка (дети имитируют движения).

Ходит свинка по бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет и берет,

И в корзиночки кладет.

2. Сидит Петрушка, скучает. Дети спрашивают, почему он невеселый, он отвечает, что знает загадки, а отгадки – нет. Загадывает загадки детям:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.   (Кошка)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

У кого рога короче хвоста?   (Корова)

Пятак есть,

А ничего не купишь.   (Свинья)

Дети по очереди находят отгадку и показывают Петрушке.

3. Воспитатель предлагает разместить животных на хозяйский двор (под простыней – картинка с хозяйским домом, сам домик и двор-оградка). Дети рассматривают картинку. Беседа по картинке.

4. Петрушка: Ребята, расскажите мне, какая она, свинья? Ведь кошку, собаку, козу, корову я знаю. А вот про свинью и не слышал.

Дети рассказывают, какие части тела есть у свиньи, называют их, чем покрыто тело свиньи, чем она полезна.

Петрушка просит детей подарить фотографию свиньи.

5. Дети берут «фотоаппарат» и по очереди «фотографируют» игрушку свиньи.

6. Воспитатель предлагает «проявить пленку» сразу же, то есть выполнить аппликацию-«фотографию».

7. Объяснение последовательности выполнения работы. Уточнить форму частей тела, цвет, количество ног, ушей и т. д.

8. Гимнастика для пальчиков:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем пальчики считать.

9. Закрепление последовательности выполнения работы.

10. Работа детей.

11. Д/и «Кому что нужно?»

12. Выставка «фотографий» детей.

13. Чтение детьми стихотворения «Поросятко хоче їсти».

С дефектологом (продолжение)

9. Послушайте стихотворение:

В село пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой,

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Но пришли друзья-детишки,

Озорные шалунишки,

Стали думать и гадать,

Как зверей расколдовать.

Чтоб заклятье злое снять,

Надо ласково назвать.

Дети называют ласково домашних животных.

10. Закройте глаза, и произойдет волшебство! Детям надевают шапочки домашних животных: кони, козы, кролик и кот.

11. Диалог «Как живете? Что жуете?»

а) - Кони, кони, как живете?

Кони, кони, что жуете?

- Хорошо пока живем,

На лугах траву жуем.

б) - Козы, козы, как живете?

Козы, козы, что клюете?

- Хорошо пока живем,

Но, простите, не клюем.

А дерем мы поутру

С молодых осин кору.

в) – Как ты, кролик, живешь?

Что ты, кролик, дерешь?

- Хорошо пока живу,

Но, простите, не деру,

А грызу я ловко

Свежую морковку.

б) – Ты, котенок, как живешь?

Что, котенок, ты грызешь?

- Хорошо пока живу,

Но, простите, не грызу.

Пью я понемножку

Молоко из плошки.

12. Молодцы, дети, помогли животным. А теперь стали в круг, закрыли глаза, посчитали от 10 до 1 и опять оказались в детском саду.

IV. Итог занятия

- Где были? О ком беседовали?

- Что делали на занятии?

Оценивание работы детей.