«Звери в зимнем лесу»

бинарное занятие

(воспитатель В.И.Кольчугина, музыкальный руководитель Т.А.Котенко)

 

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных, их способе жизни и питания в зимний период. Раскрыть элементарную связь между явлениями природы и изменениями в жизни животных. Воспитывать любовь к природе, животному миру, заботливое отношение к животным. Продолжать учить лепить фигуру животного по памяти, передавать пропорции, относительную величину частей.

Материал: Корзинка, вата, бинт, спирт, зеленка, термос, носки, шарфик, морковки плоскостные. Игрушки: зайчик, 2 мишки, лиса, волк. Подносы с манкой, пластилин, дощечки, декорации зимнего леса. Музыкальные произведения: «Зайчик», «Медведь», «Лиса», «Волк». Песня «Раз морозною зимой».

 

Ход занятия

 

Воспитатель обращает внимание детей на то, что за окном солнечный морозный день, на то, что в зале много гостей.

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы рады солнечному дню и рады видеть наших гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им наши улыбки.

Дети здороваются

Воспитатель: Сегодня у нас не обычная прогулка, мы с вами отправимся на экскурсию.

Зазирнуло сонечко у наше віконечко.

Промінець з порогу стрибнув на підлогу.

А з підлоги на дітей почав жартувати:

«Одягайтеся, малі, - підем в ліс гуляти!»

Воспитатель: Куда мы с вами пойдем? Отгадайте загадку:

Прийшла до нас бабуся

У білому кожусі,

Поля причепурила,

Пухнастим снігом вкрила.

Відгадайте, хто вона,

Бабуся чарівна?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно! И мы с вами отправимся в зимний лес. Путь у нас неблизкий, всякое может случиться в зимнем лесу. Поэтому с собой нужно взять самое необходимое. Вот корзинка, сюда мы все и сложим. В первую очередь, возьмем аптечку, термос с чаем, шарфик, теплые носки, а еще угощения для лесных зверят (орехи, яблоко, морковку, хлеб).

Ну вот, кажется, все готово. А чтобы быстрее оказаться в лесу, нужно отгадать загадки:

Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу.

В дупле, на старом дубе

Орешки я грызу.   (Белка)

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.  (Медведь)

Длинные ушки,

Быстрые ножки,

Прыгает ловко,

Любит морковку.  (Заяц)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?  (Волк)

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель: Дети, вот эти все животные какие?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Сегодня мы с вами увидим, как живут дикие животные. Обратите внимание на то, какой густой зимний лес. Много снега, а на снегу хорошо видны следы.

Как вы думаете, чьи это следы? Давайте отправимся по этим следам и узнаем, куда они нас приведут.

Музыкальный руководитель: Разобраться нам в этом поможет музыка.

Звучит музыка «Медведь»

Ребята, как вы думаете, кого напоминает нам эта музыка?

Дети: Так ходит медведь.

Музыкальный руководитель: Правильно, это медведь.

Воспитатель: Ребята, это берлога медведя. Давайте тихо-тихо посмотрим, кто там спит. Все лето медведь кормился, отъедался перед зимней спячкой. Чем питался медведь?

Дети: Ягодами, малиной, зазевается лесная мышка, и ее он съест, ест дикие яблоки, орешки.

Воспитатель: А еще медведь засунет лапу в муравейник и слизнет муравьев, очень любит мед. Накопил себе жира и залег спать в свою берлогу, до самой весны.

А давайте расскажем нашим гостям, что случилось с одним медведем.

Звучит мелодия, дети поют песню «Раз морозною зимой».

Воспитатель: Вот видите, ребята, теперь медведь крепко спит в своей берлоге.

Дети: А там еще есть маленькая постель, наверное, Мишуткина. А где же он?

Воспитатель: Наверное, он отправился в лес. Ведь маленькие все любопытные, всё хотят знать. Но одному в лесу гулять очень опасно. Смотрите, от его следы. Куда же он отправился? Ребята, смотрите, здесь видны еще чьи-то следы.

Музыкальный руководитель: Ребята, слушайте музыку. Она вам подскажет, чьи это следы.

Звучит мелодия «Зайчик»

Дети: Это следы зайчика.

Воспитатель: Наверное, мишка встретил зайчика. Но где же сам зайчик?

Дети находят игрушку-зайчика.

Воспитатель: Как вы думаете, почему зайчик спрятался за елкой? Правильно, он всего боится. Кого он боится и почему? Есть ли у зайчика свой дом?

Дети: Он выроет себе ямку в снегу или задремлет под кустиком.

Воспитатель: Видите, ребята, не у всех зверят есть домик. Как же помочь зайчику?

Дети: Давайте построим ему домик.

Коллективная работа «Строительство дома для зайчика»

Музыкальный руководитель: Хорошо вы потрудились! А чтобы зайчик больше не замерзал, давайте научим его, как согреться.

Подвижная игра «Кто быстрее».

Воспитатель: Теперь зайчик научит этой игре своих друзей-зайчат и им будет очень весело. Давайте угостим зайчика морковкой и отправимся дальше на поиски Мишутки.

Смотрите, вот опять наш мишка с кем-то встретился. Чьи же это следы?

Музыкальный руководитель: Музыка нам подскажет.

Звучит мелодия «Лиса»

Дети: Это следы лисы.

Воспитатель: Правильно, здесь живет лиса. Она сейчас в своей норке, укрылась своим пушистым хвостом и спит. Видно, она хорошо поохотилась, сытая спит в своей норке. Ребята, а что ест лиса?

Дети: Мышей, куропаток.

Воспитатель: Лиса очень хитрая, принюхивается, присматривается. А если заберется в деревню – уток, курей крадет. У лисы теплый мех, ей не холодно зимой. Пусть спит, не будем ей мешать – тихо уйдем.

А вот еще следы – их много. Кто же здесь был? Почему утоптан снег?

Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте музыку, и вы сразу узнаете, чьи следы.

Звучит музыка «Волк»

Дети: Это волк ходил.

Воспитатель: Да, ребята, здесь был волк, и не один, а много. Вы можете описать волка?

Дети: Он зубастый, клыкастый, громко воет, у него серая шерсть и длинный хвост.

Рисование на манке доброго волка.

Воспитатель: Зимой волки собираются в стаи и охотятся. Самый сильный волк становится вожаком стаи. Он опытный, ведет стаю волков на охоту. Волки охотятся на зайцев, а если в деревню заберутся, съедят всех домашних животных. Волки очень злые и хищные, с ними опасно встречаться в зимнем лесу. У волков нет дома. Они собираются все вместе, ложатся на снегу друг к другу и так отдыхают. Место их привала называется логово.

Давайте уйдем быстрее от этого места. Видно, Мишутка тоже напугался и убежал. Смотрите, вон видны его следы.

Дети находят мишку, он упал в сугроб.

Воспитатель: Да он весь дрожит, ревет. Бедненький, испугался. Нельзя так далеко уходить от дома.

Дети: Он может заболеть.

Воспитатель: Давайте разотрем мишке лапы, наденем теплые носки, укутаем шею шарфом, напоим чаем, и он согреется.

Музыкальный руководитель: Смотрите, дети, мишка согрелся и закрывает глазки – хочет спать. Давайте его укачаем, споем ему колыбельную песенку.

Дети поют колыбельную.

Воспитатель: Вот и уснул наш мишка, давайте отнесем его в берлогу, в его теплую постельку. Хорошенько укроем и пусть он спит до весны.

Вот, ребята, и закончилась наша прогулка в лес. Вы увидели, как живут, чем питаются дикие животные. Много добрых дел вы сделали. Построили зайчику домик, поиграли с ним, угостили морковкой. Главное – нашли Мишку и вернули его в берлогу.

А чтобы вы всегда помнили о диких животных, давайте вылепим их из пластилина, поставим их фигурки на видном месте, чтобы они напоминали о прогулке в лес.

Работа детей с пластилином.

Итог занятия.